В качестве «личной философии для жизни» все больше отзываются 4 принципа эпикурейской философии (в моей небольшой редакции):
- не бойся наказания
- не беспокойся о смерти
- улучшение возможно
- неприятности переносимы
Я не считаю работу психолога в экспертной позиции единственно возможной и верной. Так, один из учеников Эпикура написал трактат «О том, что невозможно жить, если следовать учению других философов». Ход терапии по-своему уникальный, для каждого клиента наиболее подходит его собственный. Балансировка между «протоколом» и «свободой» очень сложна.
Вспомним Сократа. Конечно, это, в первую очередь, майевтика — искусство «родить» истину через вопрошание. Но и майевтика возможна только тогда, когда позиция терапевта «не-знание». Сократ отмечал, что чем больше растет наше знание, тем больше становится поверхность этого своеобразного «шара», а следовательно наше «соприкосновение» с незнанием. Только понимая, что терапевт «сам пуст», он дает клиенту возможность родить то, что в нем может развиваться и является желательным для клиента.
Следовательно, еще одно важное понятие для терапевта — полезность процесса для клиента. Итак, еще один мой ориентир в практике — прагматизм (Джеймс, Дьюи и др). Суть:
Основные методологические инструменты консультирования — прояснение смыслов и поиск и/или создание различий.
По Бейтсону, различие — единица разума. Увидев различия между А и Z, мы действительно начинаем видеть, какое Z мы хотим, куда мы идем.
Прояснение различий может быть понято как «деконструкция» (Деррида).
Пирс формулировал максиму прагматизма как:
Прагматизм — метод рефлексии, цель которого — представить мысль в самом ясном виде.
Это перекликается с: Философия — это логическое прояснение мыслей (Витгенштейн), или
или: (Прагматизм — это принцип, согласно которому любое теоретическое суждение, выражаемое фразой в изъявительном наклонении, есть путанная форма размышления, единственный смысл которого, если он вообще имеется, состоит в попытке навязать соответствующую практическую максиму, чье условие выражается в сослагательном наклонении, а заключение — в повелительном).
В процессе терапии мы выявляем предельно точные, объективно наблюдаемые желаемые различия, проясняем их и развиваем. Они составляют предварительный набросок. Позже на основе наброска маршрута, детализируется карта.