Мы нередко замечаем, как кто-то идет и разговаривает сам с собой, или дети комментируют свои действия, или сами начинаем неожиданно проговаривать что-то вслух. Возникает вопрос — когда включается внутренний диалог — что это, опасно ли это и кто, собственно, с кем разговаривает?
М. Бахтин, М. Бубер, Л. Выготский, А. Брушлинский, З. Фрейд, М. Кляйн и многие другие авторы и психологи обращались к проблеме внутреннего диалога, пытаясь понять и истолковать это явление, его значение.
Оказывается, внутренний диалог — феномен сознания, самосознания, изменных состояний личности, мышления, речи, психотерапии, литературных описаний, и даже поиска жизненной позиции. Он нужен для придания объемного видения истории личности (диалогичность нарратива), переработки информации при обучении, самосознания, предвидения развития ситуаций. Внутренний диалог, в том числе, является функциональной психической системой (механизмом, способом) взаимодействия смысловых образований психики, связанный с рефлексией.
Внутренний диалог не идентичен внутренней речи. «Я» диалогично, поскольку образуется во взаимодействии с обществом, значимыми людьми, в отношениях. По Бахтину и Хермансу, сознание полифонично, есть много «я-позиций» («голосов», субличностей), каждая из которых может иметь свою историю и линию развития. Мы чаще предпочитаем употреблять слово «состояние» или «режим», поскольку внешние действия человека линейны во времени и наблюдаемы в моменте. Одним из ключевых вопросов становится не столько «полифонична ли психика», а «что полезнее в психотерапии — а) позиция развития полифоничности, или б) позиция сохранения и укрепления единства личности»?
Вербализованный внутренний диалог имеет речевые признаки — свернутость смыслов, насыщенность эмоциями, «спор» нескольких смысловых позиций. Вербализация внутреннего диалога помогает (в отличие от монологической рефлекии) проявлению, со-конструированию нового содержания, со-творению новой личной истории, возникновению новых смысловых полей, появлению и расширению видения контекстов, преобразованию психики, развитию когнитивных процессов (мышление, речь, воображение).
Диалог может быть инициирован как клиентом, так и терапевтом, развит и интериоризирован в терапевтических целях. Однако, по нашему мнению, следует не забывать и придерживаться диалектического принципа изменений — в то время, как диалогичность психики важна как движущая сила «сборки» личности воедино, так же и личность как уникальное единое «Я», развивает внутреннюю диалогичность (создание внутренних противоречий) для преодоления кризисов развития.
«…Все конечное, вместо того, чтобы быть прочным и окончательным, наоборот, изменчиво и преходяще», поскольку, «будучи в себе самом другим, выходит за пределы того, что оно есть непосредственно, и переходит в свою противоположность» (Г. Гегель). В кабинете терапевта не следует забывать о том, что техники «субличностей» — одно из средств «вывода на орбиту» цельной человеческой личности — активного преобразующего субъекта общества. Фокус терапии — решение, а не проблема.
Видеокурс «Внутренний наставник»