Подход, в котором внимание терапевта и клиента в основном направлено на следующее:
1) отношение клиента к своему будущему, совместное конструирование желаемых изменений
2) баланс процессов терапии (для этого используются специально разработанные опросники)
3) работа с нейросетями мозга.
4) система мониторинга эффективности терапии (опросники для клиента и для терапевта).
Основные принципы Нейроконструктивной терапии (Neuroconstructive Process-Based Therapy):
– осознанная работа в нейросетевой организации психики;
– использование основных процессов терапии как деятельности;
– гармонизация отношений терапевта и клиента;
– фокусировка на антиципации (конструирование будущего).
Подход интегрирует когнитивно-поведенческие методы, глубинные подходы, нейробиологию, системную терапию, ориентирован на со-конструирование. Для этого мы не забыли о теории коммуникации и философском видении взаимодействия как гармонии и пространства для взаимного развития. Подход работает и в индивидуальной, и в парной / семейной терапии с широким спектром проблем.
Первая книга, “Нейроконструктивная терапия”, вышла в мае 2023. Подробнее здесь.
Подборка материалов на LifeCon.Ru Подробнее
Опросники эффективности терапии для клиентов (индивидуальных и пар), и терапевтов: Пройти
Вводная программа весна-2021 закончилась. Отзывы и размышления участников о курсе «Конструктивная Терапия»:
—
Алексей, огромное спасибо тебе за курс! Повторю, пожалуй, то, что говорила голосом. С одной стороны курс мне показал широкий обзор конструктивистских направлений в психотерапии, тем самым заполнив массу теоретических пробелов в моей голове :). Достаточно кратко, структурированно, но при этом содержательно. Видно, что информация собиралась автором по крупицам годами, анализировалась и пропускалась через личный практический опыт, обогащаясь этим самым опытом. И с другой стороны, теория сопровождается практическими упражнениями. Я еще не все записи успела дослушать, а уже знаю, с каким клиентом и что хочу попробовать. В общем, огромнейшая концентрация полезных знаний в таком коротком курсе. Считаю, что мне сильно повезло на него попасть!
—
Спасибо большое за курс! Мои ожидания сбылись на 100%. Небольшой (комфортный) объем занятий, без перегруза, все очень четко, структурировано и понятно, информацию было легко разложить по полочкам в своей голове. При этом никакой «воды», польза в каждом слове. Для меня это важное сочетание в обучении. Из ценного для себя могу выделить:
- укрепление мысли о том, что ОРКТ может быть разной и взгляды и приемы из других подходов вполне вписываются в парадигму
- больше смелости для гибкости в работе, мне кажется, это идёт на пользу и терапевту, и клиенту
- целая охапка прекрасных упражнений!
- больше понимания процесса конструирования будущего и вообще темы времени/памяти
- в отдельный кармашек положила правило баланса безопасности и изменений, очень меня поддерживает теперь
—
Курс однозначно буду рекомендовать другим, потому что он того стоит) Спасибо большое за возможность принять в нем участие!
—
Огромная благодарность за систематизицию.
Для меня этот курс стал очень поддреживающим, в некоторых местах я, как Журден, обнаруживала, что я, оказывается, всю жизнь говорю прозой.
Наверное, главное, что я вынесла из этого курса, что эклектический подход в психологии — вовсе не маргинальная штука. Да, практически из любого метода можно вытащить то, что отвечает ценностям терапевта.
То, как я работаю сейчас, я определил для себя как «Конструктивная терапия». В этом названии много смыслов, которые я хотел бы подчеркнуть:
1) латинское «construct» — собираем (накапливаем) совместно;
2) проявляется в гармоничном взаимодействии;
2) нацелено на что-то конкретное и полезное;
3) создано как вывод из чего-то прежнего;
4) творчество и архитектура нового (конструирование будущего).
Самые важные принципы Конструктивной терапии:
— терапевт осознанно учитывает и гармонизирует базовые процессы терапии (мы выделяем 5 и разработали инструменты оценки);
— используя подсказки клиента, остаемся на поверхности или идем в глубину, проясняя конструктивные процессы и развивая их («конструктивная реконсолидация памяти»);
— фокусируемся на развитии навыков конструирования будущего.
Подход интегрирует когнитивно-поведенческие методы, глубинные подходы, нейробиологию, системную терапию, ориентирован на со-конструирование. Для этого мы не забыли о теории коммуникации и философском видении взаимодействия как гармонии и пространства для взаимного развития. Подход работает и в индивидуальной, и в парной / семейной терапии с широким спектром проблем.
Подлинное конструирование всегда является со-конструированием. Исследование и развитие — не механическое взаимодействие отстраненного робота, построенного на алгоритмах наиболее эффективных интервенций, а в первую очередь — уважение к проблеме, обеспечение безопасного пространства, доверия и человеческой теплоты и открытости.
Мы стремимся к наиболее полному использованию всего материала, который приносит клиент. «Теория подсказок» говорит о том, что буквально в каждом слове клиента скрыты ключи к пониманию и изменению, вопрос в умении их заметить и использовать.
Концепцию «сопротивления» мы считаем крайне полезной только в одном ключе — как пожарную сигнализацию, которая включается в ряде ситуаций, когда процесс идет не полезным образом.
Типологию клиентов (посетитель, жалобщик, покупатель или истинный клиент и тп) мы также считаем устаревшей, директивной, разделяющей и не полезной в конструктивной терапии.
УНИКАЛЬНОСТЬ
авторский метод на основе современных подходов
ФИЛОСОФИЯ
системное мышление и конструктивный диалог
ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ
техники работы с сложными запросами
УВЕРЕННОСТЬ
видеть результаты и уметь поддержать себя
теория и практика
1. Основы Конструктивной терапии:
- Конструктивная терапия: основные принципы и немного истории
- Сотрудничество и соконструирование
- Базовые домены и процессы терапии
- Гармонизация сотрудничества – позиции, методы, техники
- Нечеткая логика в работе с живыми системами
2. Базовые техники:
- Методы и техники основных процессов терапии
- Коррекция стиля конструирования будущего
- Тактика краткосрочной работы в подходе
- Стратегия долгосрочной конструктивной терапии
3. Конструирование будущего:
- Конструирование будущего: теория и практика
- Жизненный путь и хронотопы – экзистенциальные вопросы в КТ
- Работа с надеждой
- Работа с конструктами
- Развитие адаптивных и позитивных стратегий, схем, состояний
4. Конструктивная работа с сложными проблемами:
- Конструктивная реконсолидация памяти
- Принципы КТ-работы с травмой
- КТ-работа с нарушением привязанности
- Применение конструктивной терапии с диссоциативными расстройствами
5. Перспективные направления Конструктивной терапии:
- Системный и экосистемный взгляд в КТ
- Развитие и укрепление навыков клиента
- Мышление и навыки КТ-терапевта
- Перспективы развития и области применения КТ
- Немного о будущем: Нейросистемная терапия
Ведущий курса – Алексей Михальский (клинический психолог, системный семейный терапевт, кпн.) знаком с конструктивисткими подходами терапии с 1995 года (см. ниже). Автор книг «Психология конструирования будущего», «Психология времени (хронопсихология)», «SFBT: Ориентированная на решение краткосрочная терапия», статей в рецензируемых отечественных и международных журналах, участник мировых конференций. Большой объем практики Алексея Михальского позволяет фокусироваться на том, что работает и адаптировать подход к разнообразным проблемам.
Типичные сложности для подхода конструктивной терапии:
1) сложно перевести клиента в план действия;
2) клиент хочет техник/инструкций;
3) нам кажется, что не работает;
4) клиенту сложно быстро отрефлексировать;
5) полезно давать записи по сессии (как делают в БРИФе)
6) Клиент говорит «Я не знаю»
7) дать набраться ресурсов клиенту — это ДОЛГО!;
8) маленькие шаги помогают сложить пазл;
9) терапевту полезно набраться терпения! ))
10) ситуация клиента не позволяет ему быть влиятельным (ему сложно изменить ситуацию) = пессимизм/ выученная беспомощность (!)
11) столкновение Идеального будущего и Суровой реальности
12) Нет веры у клиента / будущее ускользает.
13) Лучше придерживаться подтвержденного подхода в работе — и соблюдать Принципы подхода.
14) Внимательнее исследовать желаемое будущее.
15) Иногда хорошо подходят техники других подходов.
16) Страшно представлять будущее!