Эмоции сигнализируют нам о неудовлетворенных потребностях. Однако, эти эмоции могут быть нерелевантны в данной ситуации (мы реагируем так, как привыкли ранее, а не так как требует от нас ситуация). Почему? Неверно истолкованные психикой стимулы (триггеры триггерят, или наоборот — на что-то не обращаем внимание, а надо бы). Или выдаем нерелевантные эмоции (например, ранее научились злиться и требовать, вместо того, чтобы посмотреть на это с интересом и двигаться дальше).
Вывод:
1) следует направлять осознанное внимание на ситуацию и уметь выделить главное — что жизнь от нас требует сейчас, чему учит?
2) осознавать реальную свою потребность (что мне сейчас реально нужно)
3) осознавать 3 стадии намерения:
— как я обычно реагировал,
— как я собираюсь сейчас отреагировать
— и как мне сейчас наиболее полезно отреагировать
4) знать инструкцию
5) поступить так, как нужно.
Начнем с потребностей (классификация условная — А.М.):
А. Внутренние, индивидуальные, интрапсихические (условно)
1. Физиологические (нужды тела): жажда, голод, секс, сон
2. Безопасность: Физическая и психологическая, ощущение уверенности и чувство будущего, четкие границы, нет гиперопеки, буллинга
3. Экономия: Сбережение сил, времени, ресурсов, денег
4. Удовольствие (комфорт): Свобода, радость, игра, комфорт (всё «теплое пушистое»), смех, эмоции, творчество
Б. Социальные, внешние, групповые (условно)
3. Принятие другими (включенность): Чувство стаи, включенность в сообщество, свобода выражения эмоций, принятие самого себя — я могу чувствовать то, что я чувствую и выражать себя
4. Признание (доминирование): Уважение от людей, авторитет, компетентность, экспертиза, успешность, «я умею и могу», чувство силы, власти
5. Автономия: Самостоятельность, саморазвитие, свои интересы, способность быть с собой для себя, Я-идентичность, принятие помощи других
8. Альтруизм (забота): Делаю «для других», забота о важных, близких, покровительство, воспитание
А разобраться с эмоциями и для чего они нужны, поможет табличка: