Похвала: Как правильно хвалить?

Чрезмерная похвала опасна. Этакие дифирамбы, вроде «ты самый талантливый на свете», «ты самый честный», «ты самый добросовестный», могут привести к тому, что ребенок почувствует: родители сознательно преувеличивают его заслуги, он не такой уж и добросовестный и не всегда бывает честен, уж он-то сам это знает. И в результате появляется тревога. Ребенок чувствует, что «не дотягивает» до поставленной родителями высокой планки. Если он знает, что где-то не соответствует своей оценочной характеристике, он рискует сосредоточиться на своих недостатках или даже заподозрить родителей в попытке манипулирования.

Рано или поздно у детей появляется либо установка на предопределенность, либо установка на развитие. Первое — это ощущение, что твои врожденные способности — это все, что у тебя есть. Второе — понимание, что чем больше ты работаешь, тем больше получаешь. Нетрудно догадаться, что более успешными и трудолюбивыми оказываются вторые.

Установка на данность, или фиксированное сознание

Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.

Исследователи считают, что восхищение умом ребенка может навести его на мысль о том, будто ум — некое постоянное свойство, которое он не может контролировать. Это может помешать ему браться за новые задачи из страха не соответствовать своим же прошлым достижениям.

Установка на рост и развитие, или гибкое сознание

Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек с установкой на рост ориентирован на обучение и самосовершенствование, он стремится решать трудные задачи, восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.

Об установках заданности и изменения

Похвалой мы стремимся подкрепить самооценку человека. Есть такое понятие — описательная похвала. Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует. Тогда ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить. «Мне нравится, как ты расставила колонны по всему залу и предусмотрела в стене замка два окна, теперь его жителям будет уютнее»

Для любого ребенка очень важна ситуация успеха. Если ваш ребенок школьник, то ему важно быть успешным в этой своей социальной роли. Конечно, в школах есть индивидуальный подход к ученикам. Но лучше всего индивидуальный подход к своему ребенку найдет его семья. Никто, кроме самого близкого человека, не сможет увидеть самые первые микрошаги к первой победе: «вот хвостик у буквы У получился просто замечательно»!

Как правильно хвалить ребенка:

  • Акцентируйте внимание на действиях и поступках малыша, обратите внимание на детали. Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось лучше всего.
  • Пользуйтесь методом описательной похвалы.
  • Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «вот, что я называю упорством», «ты можешь собой гордиться».
  • Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
  • Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
  • Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
  • Если вы дали волю своей первоначальной реакции, но надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
  • Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например «я получила особенное удовольствие от сегодняшнего семейного обеда».
  • Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
  • Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения.
  • Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.

Общие принципы поощрения

  • Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
  • Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.
  • Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним. Оцените приложенное усилие: «Ты хорошо постарался».
  • Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо». Такие высказывания помогут ребенку самостоятельно сделать выводы о себе, о своих способностях.
  • Похвала должна быть искренней. Фальшивое одобрение может сформировать у ребенка неадекватную самооценку.
  • Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».
    Лучше не употреблять общие фразы «Ты молодец!», «Умница!», а конкретизировать каждую ситуацию: «Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик».
  • Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.

Если вам не хватает слов

В сети можно встретить много вариантов списка «99 способов сказать ребенку „Очень хорошо!“», которые возникли, видимо, как перевод с английского. Не все формулировки хорошо звучат по-русски, но некоторые вполне можно взять на вооружение.

  • Ты на правильном пути.
  • Это неплохо.
  • Это лучше, чем обычно.
  • Так намного лучше.
  • Ты быстро учишься.
  • Еще немного терпения, и у тебя получится.
  • С каждым днем у тебя получается лучше.
  • У тебя получилось.
  • Я знал(а), что ты справишься.
  • Мои поздравления!
  • Это то, что надо!
  • Как здорово!
  • Ты нашел интересное решение.
  • Ты, наверное, уже давно практикуешься.
  • Ты делаешь это красиво!
  • Мне нравится ход твоих мыслей.
  • Я горжусь тобой.
  • Ты превзошла себя сегодня.
  • Твоя работа принесла мне много радости.
  • Ты настоящий мастер.

Источник https://растимдетей.рф/articles/kak-hvalit-rebenka-pravilno

 

Говорите «Я тебя люблю»

Сколько лет бы ни было вашему ребенку — 2 или 16 — эти слова ему хочется и важно слышать как можно чаще. Даже если вам кажется, что перед вами колючий подросток, которому плевать на ваше мнение и нежности, это совсем не так. В переходном возрасте ребенок куда сильнее мечется между двумя мирами: детским и взрослым. С одной стороны, ему хочется, чтобы его считали взрослым и самостоятельным, с другой, чтобы обняли, прижали к себе и похвалили, как самого лучшего на свете. Слова «Я тебя люблю» обладают поистине золотым свойством: они успокаивают и взрослого, и ребенка, придают ему уверенности и веры в себя. Конечно, подобные слова важно подтверждать делами, чтобы они не обесценивались: обсуждайте вместе ваши проблемы, спрашивайте у ребенка его собственное мнение, прислушивайтесь, говорите, проводите вместе время.

Когда можно хвалить ребенка?

Готовность хвалить — важное и нужное качество хорошего родителя. Конечно, важно помнить, что похвалой нельзя злоупотреблять, чтобы не нивелировать ценность этих слов и жестов. Маленькие дети могут к этому привыкнуть, потеряв ценностные ориентиры («что маме нравится?», «что маме не нравится?», «как можно поступать?»), большинство же подростков не терпят, если их хвалят некстати. Важно проявить такт и понимание, – только так ваша позитивная обратная связь будет действительно в помощь. Итак, можно и нужно похвалить ребенка, если он: сделал что-то, требующее усилий; выполнил какую-то работу; проявил качество, которое мы ценим; сделал то, о чем мы просили; справился с чем-то; был приветлив и отзывчив; проявил мужество.

Фразы, которые нужно говорить своему ребенку (и самим себе)

Часть 1. Вера в себя

— «Я тебе доверяю» — «Я в тебя верю» — «Я уважаю твое решение» — «Это непросто, но у тебя обязательно получится». — «Ты все верно делаешь» — «Ты все правильно понимаешь» — «Как у тебя это получилось?» — «Научи меня, как это у тебя получается»

Часть 2. Обратите внимание на усилия и старания

— «Я вижу, ты очень много труда вложил в это» — «Я вижу, как сильно ты старался» — «Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!» — «Получается очень здорово!» — «Могу представить, сколько времени на это ушло!» — «Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!» — «Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!» — «Твои труды привели к хорошему результату!» — «Ты отлично постарался, молодец!»

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/14-fraz-kotorye-nuzhno-govorit-svoemu-rebenku/

Оставьте комментарий