Чрезмерная похвала опасна. Этакие дифирамбы, вроде «ты самый талантливый на свете», «ты самый честный», «ты самый добросовестный», могут привести к тому, что ребенок почувствует: родители сознательно преувеличивают его заслуги, он не такой уж и добросовестный и не всегда бывает честен, уж он-то сам это знает. И в результате появляется тревога. Ребенок чувствует, что «не дотягивает» до поставленной родителями высокой планки. Если он знает, что где-то не соответствует своей оценочной характеристике, он рискует сосредоточиться на своих недостатках или даже заподозрить родителей в попытке манипулирования.
Рано или поздно у детей появляется либо установка на предопределенность, либо установка на развитие. Первое — это ощущение, что твои врожденные способности — это все, что у тебя есть. Второе — понимание, что чем больше ты работаешь, тем больше получаешь. Нетрудно догадаться, что более успешными и трудолюбивыми оказываются вторые.
Установка на данность, или фиксированное сознание
Для человека с фиксированным сознанием успех в первую очередь зависит от ума и других качеств и способностей, которые заложены в нас от рождения. Сложные задачи пугают, критика воспринимается очень болезненно, неудача расценивается как полный провал.
Исследователи считают, что восхищение умом ребенка может навести его на мысль о том, будто ум — некое постоянное свойство, которое он не может контролировать. Это может помешать ему браться за новые задачи из страха не соответствовать своим же прошлым достижениям.
Установка на рост и развитие, или гибкое сознание
Носители гибкого сознания верят, что желаемые качества можно развить. Успех в этом случае — это результат целенаправленных усилий и упорной практики. Человек с установкой на рост ориентирован на обучение и самосовершенствование, он стремится решать трудные задачи, восприимчив к критике и расценивает неудачи как ценный опыт и возможность достичь успеха в будущем.
Похвалой мы стремимся подкрепить самооценку человека. Есть такое понятие — описательная похвала. Взрослый с уважением описывает, что он видит или чувствует. Тогда ребенок, услышав описание, способен сам себя похвалить. «Мне нравится, как ты расставила колонны по всему залу и предусмотрела в стене замка два окна, теперь его жителям будет уютнее»
Для любого ребенка очень важна ситуация успеха. Если ваш ребенок школьник, то ему важно быть успешным в этой своей социальной роли. Конечно, в школах есть индивидуальный подход к ученикам. Но лучше всего индивидуальный подход к своему ребенку найдет его семья. Никто, кроме самого близкого человека, не сможет увидеть самые первые микрошаги к первой победе: «вот хвостик у буквы У получился просто замечательно»!
Как правильно хвалить ребенка:
- Акцентируйте внимание на действиях и поступках малыша, обратите внимание на детали. Из всего сделанного ребенком выберите то, что получилось лучше всего.
- Пользуйтесь методом описательной похвалы.
- Подведите итог: «ты хорошо потрудился», «вот, что я называю упорством», «ты можешь собой гордиться».
- Уходите от глобальной похвалы, она может навредить.
- Избегайте похвалы, которая намекает на слабости или неудачи в прошлом.
- Убедитесь, что ваш безмерный энтузиазм пересекается с желанием ребенка достичь чего-то самостоятельно.
- Если вы дали волю своей первоначальной реакции, но надо учиться дополнять ее и более глубокими наблюдениями.
- Если хотите похвалить то, что и так должно было случиться, можно сказать о своих чувствах, например «я получила особенное удовольствие от сегодняшнего семейного обеда».
- Избегайте фразы «я так и знал, что у тебя все получится». Вы не знали и не могли знать. А ребенок может почувствовать, что его усилия не приняли во внимание.
- Принимайте ошибки детей и воспринимайте их как часть процесса обучения.
- Ни при похвале, ни при критике не позволяйте себе сравнивать ребенка с кем-либо.
Общие принципы поощрения
- Хвалите ребенка за достижения, соответствующие его возрасту. Например, в 3–5 лет можно поощрять самостоятельность, понимание потребностей другого, соблюдение базовых моральных норм. В 5–7 лет ценным будет умение владеть собой, выражать свои чувства и формулировать мысли.
- Учитывайте индивидуальные особенности ребенка. Можно отмечать проявление тех качеств, которые даются ребенку с трудом. Например, тревожного и неуверенного ребенка можно похвалить за проявление самостоятельности, а слишком активного — за сосредоточенность в течение какого-то промежутка времени.
- Никогда не сравнивайте одного ребенка с другим, а только с самим собой прежним. Оцените приложенное усилие: «Ты хорошо постарался».
- Чаще используйте описательную похвалу: «Я вижу, ты сегодня сам собрал свои игрушки. Это хорошо». Такие высказывания помогут ребенку самостоятельно сделать выводы о себе, о своих способностях.
- Похвала должна быть искренней. Фальшивое одобрение может сформировать у ребенка неадекватную самооценку.
- Избегайте преувеличений. Не стоит вместо «хорошо» говорить «идеально».
Лучше не употреблять общие фразы «Ты молодец!», «Умница!», а конкретизировать каждую ситуацию: «Сегодня у тебя получилось отлично нарисовать домик». - Важно помнить о том, что для ребенка оценка его поступков близким взрослым становится показателем правильности поведения, ориентиром для моральных оценок, критерием достижений, соответствия требованиям, показателем его ценности для других, а значит, и для себя самого.
Если вам не хватает слов
В сети можно встретить много вариантов списка «99 способов сказать ребенку „Очень хорошо!“», которые возникли, видимо, как перевод с английского. Не все формулировки хорошо звучат по-русски, но некоторые вполне можно взять на вооружение.
- Ты на правильном пути.
- Это неплохо.
- Это лучше, чем обычно.
- Так намного лучше.
- Ты быстро учишься.
- Еще немного терпения, и у тебя получится.
- С каждым днем у тебя получается лучше.
- У тебя получилось.
- Я знал(а), что ты справишься.
- Мои поздравления!
- Это то, что надо!
- Как здорово!
- Ты нашел интересное решение.
- Ты, наверное, уже давно практикуешься.
- Ты делаешь это красиво!
- Мне нравится ход твоих мыслей.
- Я горжусь тобой.
- Ты превзошла себя сегодня.
- Твоя работа принесла мне много радости.
- Ты настоящий мастер.
Источник https://растимдетей.рф/articles/kak-hvalit-rebenka-pravilno
Говорите «Я тебя люблю»
Сколько лет бы ни было вашему ребенку — 2 или 16 — эти слова ему хочется и важно слышать как можно чаще. Даже если вам кажется, что перед вами колючий подросток, которому плевать на ваше мнение и нежности, это совсем не так. В переходном возрасте ребенок куда сильнее мечется между двумя мирами: детским и взрослым. С одной стороны, ему хочется, чтобы его считали взрослым и самостоятельным, с другой, чтобы обняли, прижали к себе и похвалили, как самого лучшего на свете. Слова «Я тебя люблю» обладают поистине золотым свойством: они успокаивают и взрослого, и ребенка, придают ему уверенности и веры в себя. Конечно, подобные слова важно подтверждать делами, чтобы они не обесценивались: обсуждайте вместе ваши проблемы, спрашивайте у ребенка его собственное мнение, прислушивайтесь, говорите, проводите вместе время.
Когда можно хвалить ребенка?
Готовность хвалить — важное и нужное качество хорошего родителя. Конечно, важно помнить, что похвалой нельзя злоупотреблять, чтобы не нивелировать ценность этих слов и жестов. Маленькие дети могут к этому привыкнуть, потеряв ценностные ориентиры («что маме нравится?», «что маме не нравится?», «как можно поступать?»), большинство же подростков не терпят, если их хвалят некстати. Важно проявить такт и понимание, – только так ваша позитивная обратная связь будет действительно в помощь. Итак, можно и нужно похвалить ребенка, если он: сделал что-то, требующее усилий; выполнил какую-то работу; проявил качество, которое мы ценим; сделал то, о чем мы просили; справился с чем-то; был приветлив и отзывчив; проявил мужество.
Фразы, которые нужно говорить своему ребенку (и самим себе)
Часть 1. Вера в себя
— «Я тебе доверяю» — «Я в тебя верю» — «Я уважаю твое решение» — «Это непросто, но у тебя обязательно получится». — «Ты все верно делаешь» — «Ты все правильно понимаешь» — «Как у тебя это получилось?» — «Научи меня, как это у тебя получается»
Часть 2. Обратите внимание на усилия и старания
— «Я вижу, ты очень много труда вложил в это» — «Я вижу, как сильно ты старался» — «Ты так потрудился над этим, и вот как здорово получилось!» — «Получается очень здорово!» — «Могу представить, сколько времени на это ушло!» — «Представляю, как долго ты старался, чтобы это получилось!» — «Сколько же пришлось придумывать, чтобы такое получилось!» — «Твои труды привели к хорошему результату!» — «Ты отлично постарался, молодец!»
Источник: https://rosuchebnik.ru/material/14-fraz-kotorye-nuzhno-govorit-svoemu-rebenku/