«Принятие – это значит вести автобус самостоятельно, выбирая дорогу в соответствии с Вашими ценностями, и учитывая мнение всех пассажиров, сопровождающих Вас во время поездки»
Я предлагаю Вам со стороны понаблюдать, как наши переживания (мысли, эмоции, чувства, побуждения и воспоминания) управляют нашей жизнью. В роли пассажиров как раз они, наши переживания, автобус наш мозг, а Вы — водитель автобуса. Пассажиры входят в салон автобуса, доехав до своей остановки, покидают его, некоторые задерживаются, кто-то забывчиво проезжает мимо, есть и такие, кто не успел запрыгнуть на подножку. Заходя в автобус, пассажиры могут сказать водителю: «Привет!» могут тихонько зайти и «проехать зайцем», кто-то заметит, что водитель не красивый или не достаточно опытный….. но водитель не обязан верить этому комментарию от случайного попутчика.
Как водитель, вы принимаете важные решения о скорости, направлении движения автобуса. Вы, как правило, знаете с какой скоростью и в каком направлении двигаться. Одновременно с тем, некоторые пассажиры могут выражать своё мнение громко и агрессивно, другие могут сидеть спокойно. Некоторые пассажиры, могут вести себя пугающе, направляясь в переднюю часть автобуса и крича на Вас.
Нетерпение может настаивать: «Поторопись!» Страх может кричать: «Остановись сейчас же!» Неуверенность орёт: « Вернись, автобус не проедет по этой дороге!» Апатия убеждает съехать на обочину и не двигаться дальше.
Со временем, Вы начинаете бездумно прислушиваться к требованиям пассажиров. Например, при встрече с человеком, которого вы могли бы полюбить и быть счастливой, отголоски напомнят Вам, что « если Вы решите вступить в новые отношения, Вас отвергнут, от Вас отвернуться». Следовательно, низкая самооценка может привести к избеганию отношений или их скорейшему завершению.
На самом деле, есть то, что ускользает от нашего осознания. Пассажиры, т.е. мысли, чувства, воспоминания, телесные ощущения не могут коснуться Вас или сделать что-то с автобусом. Вы всегда водитель, а они только пассажиры. Они могут сказать: « ты глупая» или «ты проиграла», но они не могут остановить или перенаправить автобус. Их слова могут довести Вас до слёз или увеличить частоту сердечных сокращений. Вы можете остановить автобус и высадить их или повернуться к ним и начать спорить. В конце концов, это может привести к тому, что Вы не движетесь никуда, поскольку Вам постоянно приходится взаимодействовать с этими нарушителями общественного порядка.
В разные периоды нашей жизни, некоторые из этих пассажиров могут быть более убедительными, чем другие. Кроме того, когда вы уязвимы, может показаться, что эти пассажиры могут управлять автобусом. Под влиянием одиночества у человека может меняться отношение к бывшему партнёру, который становится значимым, несмотря на то, что он оскорблял Вас, был жесток или вовсе предал. Может возникнуть мысль «а ведь было бы неплохо иметь второго пилота на этом отрезке пути…..» Время от времени, в Ваш автобус могут заходить бесшабашные пассажиры, которые вселят в Вас надежду, поскольку они будут говорить: « Всё отлично!» эти сообщения, однако, могут привести к неожиданным наездам на дорожные ямы, поскольку чрезмерно праздные эмоции могут сделать Вас недальновидной и неосторожной.
Пассажиры естественные попутчики в автобусе. Проблема заключается не в их присутствии, а в том, что Вы бездумно верите им, следуете их требованиям. В чём секрет успешного водителя автобуса?
Водитель не слушает «хороших» или «плохих» пассажиров, а учитывает высказывания всех, рассматривая их лишь как небольшую часть поездки. Каждый пассажир имеет своё место в автобусе, он всегда будет транслировать типичные для него сообщения. Независимо от того насколько настойчивы пассажиры, какова интенсивность их высказываний и контекст, они лишь попутчики в большой поездке. Вы как водитель автобуса можете их ссадить, но они имеют право ехать, у них есть билет.
Аналогичным образом наши переживания, мысли, чувства, воспоминания являются нашими попутчиками, но они не должны определять то, каким образом нам себя вести….. оправдываться или защищаться, избегать или пугаться. Мы можем прислушаться к менее голосистым пассажирам, которые напомнят нам самих себя, и опираясь на свои качества: внимательность, честность, ответственность продолжить движение в направлении того, что является для нас Ценным.
Рассмотрим пример Джоэла, который забыл про день рождения матери. Как только она стала выражать обиду, он заметил, что в автобус вошли старые пассажиры, которые часто заходили в автобус Джоэла:
Защитное поведение: «Оправдываться! А еще лучше, обвинить её!
Чувство вины (образы из прошлого, когда Джоэл вел себя плохо): «Ты ужасный сын!»
Избегание (образ того, как он вешает трубку): «Повесь трубку, сейчас!»
Тревога (учащенное сердцебиение): «Я не знаю, как это выдержать!!!»
Пассажиры, такие как внимательность, честность и ответственность, кажется, стушевались, но они говорят о ценностях Джоэла больше, чем те громкие и более внушительные и очень знакомые пассажиры. Как водитель автобуса, Джоэль признает наличие оборонительного поведения, чувство вины, избегание и тревогу, но, также он отмечает наличие мнения менее голосистых пассажиров:
Внимательность: «Извинись и поезжай к ней!»
Честность: «Признай свою ошибку!»
Ответственность: «Возьми на себя ответственность за свои поступки!»
Водитель автобуса может повернуть налево, в то время как кричащие пассажиры настаивают на том, чтобы он ехал прямо. Точно также Джоэл может признать желание повесить трубку, или отстаивать свою ошибку при принятии решения как действовать. Однако, он, также, может прислушаться к своим ценностям – внимательности, честности, ответственности. Конечно, чем громче, тем старше пассажиры, возможно, Вы с ними чаще ездили вместе по одному маршруту. Однако, возможно, стоит прислушаться и к спокойным пассажирам, и принять решение на основе ценностей.