Мне показалось, что это упражнение Клауса Фопеля* будет полезно как для детей, так и для взрослых. Оно предлагается с возраста 9-ти лет. Инструкции данного упражнения я привожу в своей адаптации, подходящей и для взрослых. Также можно обратить внимание, что в описании присутствует мост — символ перехода в другое пространство (в данном случае — в пространство разговора, общения и доверия).
Цель упражнения:
При помощи направленного воображения в этом упражнении мы создаем «Воображаемого друга», с которым можно обсудить все сложные вопросы. Этот персонаж объединяет две важнейшие потребности людей — 1) в самостоятельности и 2) в поддержке другого.
Шаги выполнения:
Кому вы открывались и рассказывали свои заботы когда-либо раньше, или когда были детьми? Братьям, сестрам? Родителям? Бабушке или дедушке? Возможно, вашим близким друзьям или уважаемому человеку? Может быть этот персонаж — сказочный или вымышленный, возможно — это известный человек, с которым вы лично не знакомы…
С кем вы общаетесь сейчас, когда делитесь какой-то проблемой? Есть ли какое-то место, где вы любите обдумывать свои волнения или дела?
Сядьте удобно, сделайте глубокий вдох и медленно выдохните…
Представьте, что гуляете по лесу, по удобной тропинке, вокруг растут стройные деревья. Вы слышите плеск воды, подходите к мосту, останавливаетесь у моста и смотрите вниз на воду. На поверхности воды видно ваше отражение.
Вы начинаете спокойно ощущать, что рядом еще кто-то есть, неподалеку, присутствие этого человека успокаивает, приятно, что есть еще кто-то с кем хочется поговорить или просто побыть вместе. Внизу на воде, рядом с вашим отражением появляется еще одно. Это кто-то, кто очень хорошо к вам относится и понимает вас с полуслова. Может быть, он известен вам, а может быть — видите его впервые. Возникает образ, который принадлежит вашему верному другу, который давно и хорошо вас знает, и которому можно полностью довериться. Он зовет перейти через этот мост вместе с ним на другую сторону — это уютная и приятная прогулка. Вместе вы поднимаетесь на небольшой холм или полянку, поросшую теплой приятной травой в окружении красивых деревьев. Ваш друг садится на мягкую траву и предлагает сесть рядом с ним.
Вы начинаете разговаривать через какое-то время и он рассказывает вам о вашей же жизни — вы удивлены, насколько хорошо он знает все, что произошло раньше, что тревожило и беспокоило, о том, какие у вас есть желания и стремления.
Вы можете говорить с этим другом о самых важных для вас вещах. Быть может, есть какой-то особенный вопрос, который вы хотели бы задать ему. Сейчас можно сделать это. Возможно, ответ будет выражен в его словах, а, может быть, он будет в звуках, в особенном выражении его лица или в виде какого-то движения.
Ваш друг говорит, что можно всегда придти к нему еще раз, когда потребуется его совет или понимание. Его можно найти в любое время на этой поляне, чтобы обсудить важные вещи или услышать его поддержку или мнение…
Вы прощаетесь со своим внутренним другом и благодарите его за поддержку — на сегодня достаточно.
Вы медленно идете обратно к мосту. Еще раз вглядываетесь в свое отражение в воде. Вспомните, как было приятно, когда вы поняли, что вы не одни на этом мосту не один, как хорошо, когда есть человек, которому можно доверять.
Потянитесь, сделайте медленный глубокий вдох и выдохните. Медленно откройте глаза. Оглядитесь вокруг, и почувствуйте ресурс внутри вас.
Анализ:
— Кто был этот верный друг?
— Как вы чувствовали себя в упражнении?
— Что полезного вы взяли от встречи?
Клаус Фопель — известный немецкий терапевт, собиратель и разработчик немыслимого количества упражнений, игр, активностей. Предлагаемое упражнение описано в книге «Как научить детей сотрудничать».