Схема-терапия: 18 ранних дезадаптивных схем 

Схема – это устойчивая «неполезная» форма поведения, которая формируется в детстве или подростковом возрасте и развивается на протяжении всей жизни человека. Схема одновременно содержит определенный образ мыслей, чувств, поведения. Это важные убеждения и впечатления о себе самом и окружающем мире, которые воспринимаются индивидом как должное. Они очень прочны и устойчивы к изменениям. Схемы формируются, когда в детстве не удовлетворяются определенные потребности, а затем эти же схемы препятствуют удовлетворению таких потребностей уже в зрелом возрасте. Схемы функционируют достаточно хитроумным способом вне нашего сознания. Однако, когда проявляется действие схемы, обусловленное определенными событиями, наши мысли и чувства контролируются схемами. Именно в такие моменты люди, как правило, испытывают крайне негативные эмоции и имеют негативные мысли. Выделяют 18 часто встречающихся схем. У большинства людей наблюдается, по крайней мере, две или три такие схемы, а зачастую и больше.

[скачать опросник схем – для клиентов. Email: amikhalsky@gmail.com]

Подробнее о режимах —>

Ранние дезадаптивные схемы есть у всех. Никто из нас не вырос в идеальной обстановке, где все наши потребности удовлетворялись именно так, как нужно: не больше и не меньше.

Базовые эмоциональные детские потребности (по Дж. Янгу):
1. Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)
2. Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
3. Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
4. Потребность в спонтанности и игре
5. Потребность в реалистичных границах и  самоконтроле

Но схемы могут быть выражены в очень разной степени. Чем сильнее схемы, тем чаще они «срабатывают, тем бОльшую боль приносят. Чем больше у человека сильно выраженных схем, тем больше базовых потребностей ему сложно удовлетворить.

Также выделяют 3 основных способа справиться с давлением схемы. Это — капитуляция, избегание, гиперкомпенсация. Для простого примера, если человек боится летать на самолете (проявление схемы уязвимости), то возможны 3 варианта справиться с тревогой:

а) капитулировать перед схемой, читать про катастрофы, бояться во время полета и следить, когда же уже отвалятся крылья;
б) избегать и не летать на самолетах;
в) гиперкомпенсировать страх, например, стать пилотом военного истребителя или группы «Стрижи».

В редком, но более «адекватном» варианте, когда схема не проявлена, страха летать не возникает, человек наслаждается полетом. Конечно, в этом примере речь идет не столько о схеме, сколько о страхе, навеянном СМИ и фильмами-катастрофами, но уязвимость — базовая схема, более или менее развитая у всех живых существ. Человеческий мозг, конечно, прогнозирует массу пессимистичных вариантов.

Схема и её «девиз» Описание схемы Типичные способы справиться со схемой (копинги)
Капитуляция Избегание Сверхкомпенсация
Потребность в надежной привязанности (включая безопасность, понимание, принятие, руководство)

 

1.Брошенность/

Покинутость

 

«Пожалуйста, не покидай меня!»

 

 

Люди со схемой Брошенности уверены, что отношения с другими ненадежны и нестабильны. В любой момент может что-то произойти и их покинут. По множеству разных причин: от внезапной смерти близкого человека до встречи с кем-то другим, более достойным. Выбирает недоступных или непредсказуемых партнеров и значимых других.

 

1. Избегает близких отношений из-за страха быть покинутым.

2. Покидает сам, чтобы избежать покидания. 3.Отстраняется в ответ на минимальное отвержение/расставание.

 1. Постоянно контролирует близких.

2. Все время на связи с  близкими.

3. Гнев и ревность в ответ на минимальное отвержение/расставание.

2. Недоверие

 

«Ты опасен для меня»

Убеждены, что любые (не только близкие) отношения опасны. Если людям позволить, они будут использовать, манипулировать, пренебрегать, унижать.

 

1.Выбирает ненадежных партнеров и значимых других.

 

2.Постоянно чрезмерно насторожен и подозрителен по отношению к другим

1. Избегает тесного взаимодействия с другими в личной жизни и в бизнесе; 2. Никогда не раскрывается. 1.Плохо обращается или использует других.

 

3. Эмоциональная депривация

«Мне нужна любовь, но я не могу ее получить»

 

Люди со схемой Эмоциональной депривации чувствуют, что между ними и другими  «стена», им трудно  почувствовать контакт и близость. Объяснение «стены» может быть разным для разных людей. От «иначе не бывает, о чем вы вообще говорите», до «мне так много нужно, что другие не могу понять, принять и разделить со мной мою потребность в тепле, заботе и поддержке». Выбирает холодных, отстраненных партнеров и значимых других;

 

2. Влюбляется «на расстоянии».

Избегает близких эмоциональных отношений 1. В отрыве от реальности  требует,  чтобы другие удовлетворяли все его/ее потребности,

2. влюбляется, быстро остывает, чувствуя, что ему «недостаточно».

4. Социальная изоляция/

отчуждение

 

«Я отдельно».

Постоянно чувствуют себя изолированными, уверены, что совершенно не похожи на других. Нигде не чувствуют себя по-настоящему своими и часто уверены, что для них найти «свою стаю» невозможно, что ее просто не существует. Становится членом группы, но держится особняком; Избегает социализации; большую часть времени проводит один Притворяется «своим», но чувствует свое отличие и отчужденность
5. Дефективность

 

Я «бракованный».

Люди со схемой Дефектности чувствуют, что с ними что-то не так и это невозможно изменить, только спрятать. Они уверены, что если другие узнают, какие они «на самом деле»,  то  обязательно отвергнут их. Часто застенчивы, очень уязвимы к критике и отвержению. Одна из наиболее отрицаемых схем.

 

1.Выбирает критикующих партнеров и значимых других,

 

2. Унижает сам себя.

1. Избегает делиться мыслями и чувствами.

 

2. Отказывается от спонтанности, тщательно контролирует свое поведение.

 

3. Не вступает в близкие отношения.

 

4. Часто меняет партнеров, друзей, круги общения.

1. Осуждает или ведет себя свысока по отношению к другим;

 

2. Стремится выглядеть «идеальным», чрезвычайно озабочен своим внешним видом.

 

3. Стремиться действовать, чувствовать и думать «правильно».

Потребность в автономии, компетентности и чувстве идентичности
6. Зависимость

«Я ничего не могу сам по себе»

Убеждены в своей неспособности самостоятельно справляться с обычной жизнью, чувствуют свою беспомощность перед лицом повседневных проблем. 1.Постоянно просит о помощи;

2. Проверяет решения с другими, нерешителен,

3. Выбирает гиперопекающих партнеров, которые все делают для него/ для нее

1. Откладывает решения.

 

2. Избегает действовать самостоятельно брать на себя обычные обязанности взрослого человека

Демонстрирует излишнюю уверенность в себе даже тогда, когда попросить помощи у других было бы нормально и разумно
7. Уязвимость к ущербу/ болезням

 

«Все может рухнуть в любую минуту»

 

Убеждены, что мир – это очень опасное место и в любую минуту может произойти что-то плохое, с чем невозможно справиться: катастрофа, болезнь, авария и т.п. 1.Постоянно переживает, что с ним/ с ней  случится катастрофа;

2. Постоянно просит у других утешения

Избегает «опасных» ситуаций 1.Использует магическое мышление и ритуалы;

 

2 Совершает безрассудные опасные поступки

 

8. Слияние/неразвитая идентичность

 

 

«Без тебя нет меня».

Чувствуют, что  без другого человека их жизнь не имеет смысла или даже невозможна. Чрезмерно вовлечены в жизнь другого человека, вплоть до восприятия себя как «мы», а не как «я».  Часто уверены, что это совершенно нормально и иначе не должно быть.

 

1.Имитирует поведение значимого другого,

 

2. Постоянно запрашивает мнение другого, предпочитает, чтобы действовал он.

Избегает отношений с теми, кто не готов к слиянию. Создает чрезмерную автономию
9. Негативизм/ пессимизм

 

«Все пойдет самым худшим образом»

Уверены, что мир – это очень мрачное место, что все в конце концов пойдет не так и  все будет плохо.  Сосредоточены на возможных негативных событиях и не думают о  возможных позитивных. Ожидает и готовится к худшему.

 

Не надеется на слишком много; сохраняет низкие ожидания Ведет себя нереалистично позитивно, с неувядаемым оптимизмом, подобно Поллианне
10. Несостоятельность/обреченность на неудачу.

 

«Я вряд ли справлюсь».

 

 

Люди со схемой Несостоятельности уверены,  что они менее умны и менее способны, чем большинство. Поэтому они считают, что не могут справиться с обычными жизненными достижениями, доступными всем остальным. Их единственный шанс сравняться – постоянно прилагать огромные усилия. Эти переживания не зависят от их реальных достижений. 1.Работает ниже уровня своих возможностей;

2. Уже почти достигнув цели, «срывает» рабочие достижения.

3. Необъективно сравнивает свои достижения с достижениями других, выставляя их в невыгодном свете

1. Прокрастиниует.

 

2. Избегает новых или сложных задач;

 

3. Избегает ставить цели в карьере, соответствующие уровню возможностей

1. Очень, очень много работает, «трудоголик»;

 

2. Умаляет достижения других;

Потребность свободно выражать свои чувства, переживания и нужды
11. Подчинение

 

«Я вынужден действовать»

Чувствуют, что вынуждены действовать так, как хотят другие или как этого требуют обстоятельства.  Убеждены, что если будут делать то, что хотят или то, что  им нужно произойдет что-нибудь плохое.  Плохое может быть разным: от гнева других людей до сумасшествия. 1. Выбирает доминирующих, контролирующих партнеров и значимых других; подчиняется их желаниям.

 

2. Не говорит о своих желаниях прямо, только подразумевает.

1. В целом избегает отношений;

 

2. Избегает ситуаций, в которых его/ее желания отличаются от желаний других.

 

3. Не проявляет симпатии.

 

1.Ведет себя пассивно-агрессивно или бунтарски.

 

2.Неконтролируемые вспышки ярости.

 

3.Опаздывает, прокрастинирует,

 

4. Соглашается, но не делает, использует отговорки.

12.Самопожертвование

 

«Ваши нужды важнее моих»

Уверены, что не имеют права заботиться о своих потребностях, не позаботившись о потребностях других. Чувствуют вину, если их жизнь доставляет неудобства другим людям. Считают себя эгоистами, если заботятся о своих потребностях или даже просто говорят о них. Часто видят себя сильными среди нуждающихся и слабых. Занимается самоотрицанием; делает слишком много для других и недостаточно – для себя. Дает много больше чем получает. Избегает близких отношений Злится на значимых других за то, что те не отвечают взаимностью или не выражают благодарность; решает больше ничего для других не делать
13. Поиск одобрения/ признания

 

«Я отношусь к себе так, как вы относитесь ко мне»

 

Самооценка людей с схемой Поиска Одобрения напрямую зависит от оценки других людей. Они нуждаются во внимании других людей, чтобы чувствовать себя хорошо и знать, как к себе относится. Они часто чувствуют пустоту, потому что не знают собственные потребности, особенности и желания. И часто выстраивают свою жизнь, опираясь не на свои потребности, а на мнение других людей или групп. 1.Привлекает внимание других к своим достижениям.

 

2.Принимает  важные жизненные решения в ушерб своим потребностям,  чтобы получить признание.

Избегает отношений с теми, кого уважает, из страха не получить их одобрение Ведет себя скандально, чтобы привлечь внимание.
Потребность в спонтанности и игре 
14. Подавление эмоций

 

«Чувства должны быть спрятаны».

Уверены, что эмоции – нечто совершенно лишнее, что они только мешают или опасны.  Считают недопустимым проявление чувств даже в пиковые переживания (рождение ребенка, похороны и т.п). Чувствуют пустоту и бессмысленность жизни, т.к. не в контакте со своими эмоциями и потребностями. Подавленные эмоции не считываются другими людьми, поэтому  у них часто возникают  трудности в общении. 1.Действует очень обдуманно и рационально;

 

2.Не показывает спонтанных эмоций как негативных, так и позитивных.

 

Избегает деятельности, требующей эмоционального самовыражения (таких как выражение любви или страха) или раскованности (например, танец) Действует импульсивно и раскованно (иногда под действием расслабляющих веществ, таких как алкоголь)
15. Жесткие стандарты

 

«Никогда не бывает достаточно хорошо»

Убеждены, что если их поведение и достижения не соответствуют высоким стандартам, то они  не могут быть любимы и приняты. Придерживаются нереалистичных и ригидных стандартов, но считают их нормальными или  даже заниженными. Достижения не приносят удовольствия и никак не влияют на самооценку: «Можно было лучше».  Чувствуют тревогу и страх, вплоть до паники, если возникает угроза неудачи в значимой области. Часто считают удовольствия напрасной тратой времени. Часто чувствуют напряжение и/или вину, если позволяют себе получать удовольствие или расслабляться.

 

1. Перфекционизм,

 

2. Не позволяет себе развлечения, не ценит виды деятельности, не связанные с успехом.

 

3. Озабочен рациональным использованием времени, «личным ростом»

 

Прокрастинирует. Полностью отбрасывает высокие стандарты и довольствуется результатами ниже среднего.
16. Пунитивность

 

«Ошибки и слабости должны быть наказаны»

Уверены, что за несовершенства нужно наказывать себя и других. Чувствуют ненависть по отношению к себе, когда совершают ошибки. Чувствуют праведный гнев, когда другие делают то, что они считают ошибочным. Ведет себя излишне сурово или грубо со значимыми другими, проявляет гнев, винит себя и других. Избегает ситуаций, предполагающих оценку, из страха быть наказанным Ведет себя излишне великодушно, а внутри злится и пунитивен
Потребность в реалистичных границах и  самоконтроле 

 

17. Грандиозность

 

«Я должен получить то, что хочу».

Убеждены, что всегда должны получать то, что хотят, вне зависимости от реальности, потребностей и чувств других людей.   Испытывают гнев и разочарование, если не получают сразу то, что им нужно.  Считают себя особенными и чувствуют себя уязвимыми, если обнаруживается, что они такие же, как и все остальные.

 

1.Создает  неравные и холодные отношения с партнерами и значимыми другими;

2. Ведет себя эгоистично; игнорирует потребности и чувства других;

3. Ведет себя

высокомерно

4. Постоянно конкурирует и стремится доминировать.

1. Избегает ситуаций, в которых не может превзойти других и выделиться.

 

2. Вступает в отношения только с теми, кого считает ниже себя.

Делает экстравагантные дорогие подарки или жертвует на благотворительность  бОльшие  суммы, чем позволяет его бюджет,
18. Недостаточность самоконтроля/ самодисциплины

 

«Невозможно удержаться»

Не хотят и/или не могут контролировать свои чувства и желания.

Причины возникновения: 1) нормы семьи, 2) темперамент, с которым не могли справиться родители, 3) недостаток опеки в детстве.

1.Небрежно выполняет скучные или неприятные задачи;

2. Постоянно теряет контроль над эмоциями; злоупотребляет едой, алкоголем.

3.Играет в азартные игры или употребляет наркотики ради получения удовольствия.

1.Не работает или бросает учебное заведение;

 

2. Не ставит долгосрочные цели в карьере

Предпринимает краткосрочные, значительные усилия, чтобы закончить проект или проявить самоконтроль

 

На основе

J.Young, Klosko, E. Weishaar Schema therapy: practitioner guide и

J.Young, Klosko, Weishaar, J.Young, Klosko Reinventing your life

Источник: Центр «Психодинамика», Дикова Н.

Оставьте комментарий