От автора: Проводятся параллели между закономерностями литературного процесса и развитием психотерапии. Намечены возможные линии анализа развития психотерапии, а также исследования эффективности терапии в зависимости от соотношения особенностей направлений и используемых методов психотерапии с особенностями социального контекста. Поставлена проблема влияния контекста на работу психотерапевта и вклада стиля терапевта в развитие системы психотерапии.
Многие ученые подчеркивают, что в конце XIX — начале XX века мир входит в определенный кризис культуры, науки, философии, характеристики которого: — размытые ценности — борьба за личность и свободу ее проявления — экзистенциальный кризис — утрата Я в массовых процессах — психология поставлена на службу общества — появление тестов, психологического отбора и тп. — градус общественный и массовый борьбы (революционный период) — смена парадигмы в науке (с классической на неклассическую — появление теории относительности, языковой поворот в философии, лингвистике, психологии и др.)
Такой переходный период, разумеется, обеспечил появление новых направлений культуры и искусства (модернизм, Серебряный век), некоторыми признаками которых были подчеркнутые переживания бессмысленности, ощущения пустоты жизни, отчуждения, потери чувства индивидуальности…
Меняется и запрос — появляются новые жалобы и поводы для обращения — теперь к психотерапевтам обращаются люди, испытывающие вялость, апатию, постоянную усталость, паралич воли, нервное бессилие — «неврастению» *)
Как ответ на кризис возникает парадигма «self» как главное направление работы психотерапевта — опираясь на новые (первые в истории!) модели личности (психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология), целью психотерапии становится личностный рост, укрепление «self», избавление от проблем, работа с симптомом. Разрабатываются методы психотерапии, которые можно уже назвать «протоколами лечения» — схематика и сеттинг сессий, подходящими для любого пациента.
Терапия отходит от ценностного контекста (религиозные заповеди, общественные ценности), и идет в сторону личностного роста, которого так не хватает людям в сложные времена… Так и в литературе этого периода успех человека зависит не от мастерства или трудолюбия, а скорее — от умения производить впечатление, сыпать афоризмами. Одним из лидеров мнений был Оскар Уайльд — так, когда он сошел с парохода в порту Нью-Йорка, бросил репортерам: «Господа, океан меня разочаровал, он совсем не такой величественный, как я думал».
На таможне его ответ был: «Мне нечего декларировать, кроме моей гениальности». Но не только Уайльд посещает США — в 1909 году ведущий американский психолог Стэнли Холл приглашает Зигмунда Фрейда прочесть курс лекций в массачусетском Университете Кларка.
Лекции Фрейда восприняли с огромным интересом, а сам лектор награждён докторской степенью. Психологи и терапевты в США продолжают движение к ценностям индивидуализма (так свойственным американскому духу) и позже — гуманизма, и американская психотерапия, вслед за европейской, начинает свое победное шествие с первой четверти ХХ века.
* см. подробнее статью «Историко-теоретический подход к изучению развития психотерапии и её сравнительной эффективности» // Михальский А.В. / Журнал «Успехи современной науки и образования» — Международный научно-исследовательский журнал, № 1, 2016).