Понятие «экспериентальная психотерапия» обозначает терапию, происходящую за счет реального переживания, вчуствования в процесс (в народе «проработка»). Еще Роджерс указывал на то, что если текущие переживания не соответствуют усвоенному ранее опыту, а организм не может осознать и интегрировать их, то это может быть причиной психологических проблем.
«Давайте будем бережны с этим» (Юджин Джендлин — ученик К.Роджерса)
Терапия переживанием («экспериентальная») стоит теоретически и практически совсем рядом с терапией, центрированной на клиенте и гештальт-терапией. Существует несколько школ внутри течения экспериентальной терапии, хотя принято считать, что все они происходят от клиент-центрированного подхода Роджерса.
По Элвину Мареру, терапевт обучает клиента, как заметить чувства-переживания, усилить их, выйти на уровень интенсивного переживания. Далее на втором этапе, клиент учится узнавать это чувство, приветствовать его и быть признательным за то, что оно появляется. Третья стадия — погружение и становление этим самым переживанием на более раннем периоде своей жизни (задача — освободиться от «поздней» личности) и почувствовать жизнь, какая она была бы в новых красках новых переживаний. Клиент осваивает, репетирует и совершенствует новые паттерны поведения.
По Юджину Джендлину и Джеймсу Айбергу, телесное переживание используется для создания новых символов (самосимволизация). Терапевт считает, что необходимо доверять переживаниям, лежащим в основе символов, нужно исследовать их, несмотря на трудности, возникающие при этом. Создаются более новые адаптивные (эффективные в жизни) символы, а старые символы утрачивают смысл.
Человек начинает испытывать доверие к организменному чувству и оптимизм, связанный с его появлением, заставляет нас отойти от теорий, считающих бессознательное чем-то антисоциальным, что следует сдерживать и контролировать.
Сам Джендлин преподавал в Чикагском Университете не только психологию, но и философию (и считал себя больше философом). Его философские исследования касались того, как подметить в опыте новое и превратить это в новую концепцию или теорию — все новое возникает из чувственного опыта… Так, например, гравитация — это всего лишь концепт (и понимание гравитации меняется со временем), который появился в общем-то из того, что все вещи падают, и мы это чувствуем.
Техника «фокусинг» (фокусирование) ученика Карла Роджерса Юджина Джендлина (Eugene Gendlin 1926-2017) включает 6 понятных шагов, однако лучше практиковать ее с опытным в этом подходе терапевтом. Джендлин, впрочем, считал ее не техникой, а универсальным принципом психотерапии. Поясним: Карл Роджерс, сам Джендлин и его коллеги анализировали большое число аудиозаписей сессий «успешных клиентов» (встречи, которые привели к успешному результату). Обнаружилось, что на полезных встречах, люди в основном молчали и занимались ощущением своих чувств. В то время как в записях клиентов неуспешных все было заполнено разговорами. Этот удивительный факт Джендлин и положил в основу своей терапии — терапевт просто ведет клиента по шагам переживания. Что характерно, Джендлин в 1950-1960 годах был директором по исследованиям Психиатрическом институте университета… Висконсин 🙂 В 1985 Джендлин организовал свой институт фокусинга.
На основе фокусинга, как нам представляется, развились и другие схожие по идеологии и методике техники работы с переживанием (в народе «крутилки»), однако хочется предупредить читателя, что работа в данных подходах самостоятельная либо с терапевтом, не прошедшим обучение по признанной модели (например, модель Джендлина отрабатывалась в клинических условиях и требует сертифицированного обучения), может быть очень опасна. К сожалению, к психиатрам и психотерапевтам часто обращаются клиенты, получившие негативные эффекты «крутилок».