Школы психотерапии. 14. Гуманистические направления в психотерапии ХХ века

«Школы психотерапии» — цикл заметок, посвященных наиболее заметным подходам и методам терапии. Это — часть проекта «Карта психотерапии», который состоит из цикла «На стыке» (персоналии), и «Школы психотерапии» (подходы). В каждом тексте вы найдете перекрестные ссылки на оба цикла. Так формируется гипертекстовая карта психотерапии. По окончании публикаций будет опубликована сама карта возникновения и развития подходов, их основателей, заметных представителей, а также узловых пересечений между ними.

Школы психотерапии 14 Гуманистические направления в психотерапии ХХ века

В середине ХХ века в США восходит звезда психолога Карла Роджерса — одного из основателей гуманистической психологии, который тоже отходит от психодинамических идей, преобладавших в довоенный период. Это направление изучает проблемы Личности. Вообще, послевоенный период в американской психологии характеризовался массой исследованийна тему «почему человек начинает выполнять антигуманные приказы», как человек перестает быть личностью, человеком; какие потребности организуют человека как личность (здесь примечательны работы А. Маслоу — еще одного основоположника направления гуманистической психологии).

Родившись в 1902, Карл Роджерс к 30 годам начинает практическую деятельность как детский психолог, достигает как академических, так и организационных высот, в 1946-1947 он — Президент АРА (Американской психологической ассоциации). Посмертно в 1987 — станет лауреатом Нобелевской премии Мира. Много занимался как групповой, так и индивидуальной терапией и консультированием.

В результате складывается и подход консультирования, который созвучен и идеям Милтона Эриксона о недирективности и ресурсах клиента. Вплетаются в роджерианский подход и максимы Маслоу, который писал о невозможности быть человеком без любви и отношений с другими людьми, о необходимости самореализации и самоактуализации. Классическая триада терапии Роджерса: терапевт эмпатичен клиенту (именно Роджерс ввел слово клиент в обиход!); безусловное принятие клиента терапевтом; терапевт конгруэнтен (аутентичен и адекватен сам себе, оригинален).

Фишки: безусловное принятие, терапевт — поддерживающий спутник, конгруэнтность, эмпатия в терапии, недирективность

Основные задачи терапии — не «прохождение» по дистанции неких алгоритмов или техник,а создание условий, которые помогут клиенту раскрыть новый опыт (переживания) и сформировать безусловно положительную самооценку. Реальное «Я» сближается с «идеальным», выращиваются новые формы конгруэнтного поведения. Терапия Роджерса недирективна, терапевт играет роль друга и помощника в развитии клиента. Терапия соответственно, становится центрированной на клиенте (одноименная книга Роджерса выходит в 1951).

К гуманистическим направлениям терапии относят также логотерапию Виктора Франкла, дазайн-анализ Бинсвагера, подходы (школы) Ролло Мэя, Дж. Т. Бьюдженталя и Ирвина Ялома.

Виктор Франкл (его логотерапию называют «третьей Венской психотерапевтической школой») акцентирует внимание терапевтической работы на смысле и основывается на трёх философско-психологических концептах, а именно на:

— свободе воли

— воле к смыслу

— смысле жизни

Согласно идеям логотерапии, посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации, клиент обретает помощь на пути к большей открытости и гибкости, которыепомогут ему сделать свою повседневную жизнь более осмысленной. По данным международной Ассоциации логотерапии, «логотерапия доказала свою эффективность в кризисной превенции, интервенции и поственции, при профилактике агрессивного поведения и депрессии, атакже суицидального поведения, при работе со всеми видами неврозов, в частности, с ОКР, тревожно-фобическими расстройствами и сексуальными неврозами, при сопровождении психиатрических больных (в сотрудничестве с врачом-психиатром). Особое место занимает логотерапия в системе паллиативной помощи. Хороших успехов удалось достичь при логотерапевтической работе с заключёнными.»

К экзистенциально-гуманистическим относят подходы Ирвина Ялома, Джеймса Бьюдженталя и Ролло Мэя. В их подходах работа идет с переносом и контрпереносом, ситуацией «здесь и сейчас» в терапевтических отношениях. Терапевт и клиент обсуждают ключевыеэкзистенциальные (бытийные) темы, работают над созданием особых терапевтических отношений между клиентом и терапевтом, работают с сопротивлением и нацелены на укрепление субъектности и потенциала клиента. Основоположниками экзистенциализма, напомним, были писатели и философы — Кьеркегор, Сартр, Камю, Хайдеггер и др.

Оставьте комментарий