Стив де Шейзер (1940-2005, США)
Стив де Шейзер — основатель подхода и автор наиболее глубоких, смысловых книг по краткосрочной терапии, ориентированной на решение.
Отец Стива был инженером-электриком, мать — оперной певицей. В школьные годы учился музыке (саксофон). Получил степень бакалавра искусств в Университете Висконсина, и далее степень магистра в том же университете — по социальной работе. В середине 1970-х проводил время в Институте MRI и в окрестностях, где участвовал в работе с Джоном Уиклендом в разработке стратегического подхода к решению проблем [de Shazer 1975, 1978]. В этом время у Стива зародился план основания Центра в Милуоки.
Увлекался бейсболом (по ТВ), музыкой, кулинарией (на досуге от корки до корки зачитывался кулинарными журналами). Как рано утром, так и перед сном, Стив совершал достаточно длинные прогулки. Прогулки были не только для размышлений — Стив весьма любил пиво и мог прошагать длинные расстояния, чтобы попробовать какой-нибудь новый сорт. Кстати, и после семинаров, психологи часто собирались в компании вместе с ним, чтобы поговорить за кружечкой.
Я знаю, чего я не хотел бы, и это чтобы кто-либо создал бы любой вид ригидной ортодоксии. Я боюсь этого. Я всегда этого боюсь. Для меня, это большое беспокойство. Что будет правильный способ делать так и так. И рассматривать мои описания – и со мной так делали; я наверное сам так с собой делал – рассматривать мои описания как предписания.
Стив де Шейзер был талантливым джазовым исполнителем (так, после школы он зарабатывал на жизнь игрой на саксофоне), он всегда наслаждался джазом, кумирами были Thelonius Monk и Duke Ellington. Часто подчеркивал очень интересный эффект в музыке — пропущенные при исполнении ноты мы слышим так, как будто они сыграны. Это напоминает нам многое и в обычной жизни, например, наша реакция на стимулы, которые и не появлялись в реальности…
Любил читать философские трактаты в оригинале по-французски и по-немецки, особенно Людвига Витгенштейна, которого считал своим духовным учителем. Его мечтой и идеалом всегда была Вена времен Зигмунда Фрейда — именно там он ушел из жизни во время очередного семинарского турне — случайное ли совпадение?
Философия Стива всегда минималистична и отражает динамику и подвижность жизни. Он не любил теоретизировать, но как истинный практик, учил наблюдать не собственные размышления и убеждения, а именно то, что происходит здесь-и-сейчас, в реальности.
Скончался 11 сентября 2005 года в Вене в возрасте 65 лет, во время очередного семинарского тура по Европе.
Если выбирать между глупым терапевтом или глупым клиентом, пусть глупым будет терапевт.
С 1978 года клиентов принимал Центр краткосрочной семейной терапии (BFTC) в Милуоки, штат Висконсин, США. Он был основан Стивом де Шейзером (Steve de Shazer) и его коллегой и женой Инсу Ким Берг (Insoo Kim Berg). Стив и Инсу познакомились в Центре MRI в Калифорнии, несколько позже он предложил ей перебраться в Милуоки (родной город Стива). Само направление — особый подход в психотерапии — краткосрочная терапия ориентированная на решение — Solution-Focused Brief Therapy — принято датировать 1982 годом — слоган Центра звучал как «Solutions since 1982», так выглядел и сайт Центра на светло-зеленом фоне, и бланки писем.
«Старшим товарищем», коллегой, научным куратором Центра и просто другом был Джон Уикленд (John Weakland), который в свою очередь занимался краткосрочной терапией в MRI в Пало-Альто (собственно, он и основал при Институте Центр Краткосрочной Терапии).
Я пытался начать создавать теорию, в формальном смысле слова, изучая опубликованные случаи Эриксона и там были все эти чертовы случаи, не вписывающиеся в теорию. Я хочу сказать, что теория работала прекрасно. Там было пять основных паттернов. Это работало отлично. Я упростил их. Но, несмотря на это, всегда была стопка номер шесть, в которой было больше всего случаев по сравнению с первыми пятью.
Центр Стива и Инсу получал дотации от местных властей, поэтому велась и социальная работа. Путем долгих наблюдений и совместной работы двух психотерапевтов, были распознаны наиболее эффективные элементы краткосрочной терапии (на основе анализа инноваций, изученных в MRI и на основе анализа собственных терапевтических сессий), развивались самые действенные из них.
При этом, де Шейзер предложил несколько уникальных положений, отличавших его подход от других:
— клиенты приходят с жалобами, но не с проблемами;
— жалоба — это проявление поведения (которое вытекает из восприятия и интерпретации клиентом мира);
— проблема не является симптомом какой-либо скрытой системной дисфункции (включается принцип бритвы Оккама: отсекать лишнее. Кстати, самого де Шейзера коллеги в шутку называли «терапевт с бритвой»);
— акцент — не на обсуждение проблем, а на выработку эффективных моделей мышления и поведения, концентрация — на таком варианте будущего, который не содержит проблемы;
— решение может быть связано с проблемой, а может быть и не связано — оно может появиться в другой области поведения.
Я думаю, что у меня есть в каком-то смысле забавный ответ на этот вопрос, и он заключается в том, что это не специалисты в области психического здоровья, а специалисты в области психических болезней. Это область не психического здоровья, это индустрия психических болезней.
В течение пары последних десятилетий данный метод принес пользу во многих областях человеческих коммуникаций, включая психологическую помощь, образование, спорт, бизнес и организационное развитие. Этот подход — в значительной мере больше, чем просто метод помощи людям. Ориентация на решение — способ создания и усиления сотрудничества в осуществлении желаемого изменения. По признаниям специалистов, коучинг как направление возник (в конце ХХ века) во многом на основе ОРКТ, и 70% коучинговых техник разработаны Стивом, Инсу и их командой.
Мои личные впечатления о Стиве сложились на обучении, которое я проходил в Праге на их с Инсу семинаре (раньше мы только переписывались, они отправляли мне книжки почитать). Немного после начала семинара появился всеми ожидаемый Стив де Шейзер, который был одет достаточно экстравагантно — вельветовые коричневые штаны, просторная рубаха, жилетка противоречивых цветов (что-то из кусочков вроде красное, зеленое и коричневое). Высокий, худой, с длинными руками — видно было, что он привык руками подчеркивать речь — особенно в важных моментах они начинали жить как-то сами по себе и гипнотически притягивали внимание. Он был очень добродушен, открыт абсолютно для всех, знакомились, говорили, и я расслабился (хотя в первый день чувствовал себя непривычно в новой обстановке). Стив похвалил анекдот, который я рассказывал про пьяницу, который искал ключи там, где светлее, и сказал, что история пригодится для его работы. Вечерами после учебных дней можно было пройтись компанией, или где-то посидеть на улице, а в последний день Стив угощал пивом и закусками всех участников, которые сидели за одним столом, в известном пражском ресторанчике «Новоместский пивовар». Это было весело!
Что рекомендую почитать: «SFBT — Ориентированная на решение краткосрочная терапия» Михальский А.В.