Михаил Бахтин: Диалогизм

Цикл статей посвящен выдающимся людям, которые стояли на пересечениях подходов психотерапии, или на стыке психологии с другими дисциплинами. Среди таких людей — физиологи, актеры, психологи, антропологи, тренеры, психиатры, философы, лингвисты. Судьба и идеи каждого из них — особо значимая точка преломления линий развития науки и практики. Это — Game Changers современной психотерапии, об их идеях важно знать каждому вдумчивому практическому психологу. 

На стыке Михаил Бахтин

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975, Россия, СССР)

Михаил Бахтин родился в Орле в семье работника банка. В связи с работой отца детство мальчика прошло не только в родном городе, но и Вильнюсе и Одессе.

В возрасте 17 лет Михаил поступает на факультет истории и философии Одесского университета. Чуть позже юноша перевелся в Санкт-Петербургский государственный университет, где учился его брат Николай. Именно там Михаил ознакомился с работами Ф.Ф. Зелинского, которые оказали огромное влияние на последующую жизнь юноши.

Факторы успеха: трудолюбие, стрессоустойчивость, умение противостоять жизненным трудностям, любовь к области своей работы.

Окончив университет в 1918 г., Бахтин переезжает в маленький западный городок Невель и начинает работу школьным учителем. Там же был сформирован первый “Круг Бахтина” — группа, включавшая в себя интеллектуалов с разнородными интересами, которые в основном проводили время за обсуждением литературы, религии и политики.

В 1920 г. Бахтин переезжает в Витебск, а через 3 года ему диагностируют остеомиелит (некротический процесс в костях), который в конечном итоге привел к ампутации ноги в 1938 г.

Борьба художника за определенный и устойчивый образ героя есть в немалой степени борьба его с самим собой.

В 1924 г. Бахтин переезжает в Ленинград, где получает работу в Историческом институте и продолжает работу над материалами, которые не удавалось публиковать на протяжении многих лет. Наконец, в 1929 г. публикуется работа “Проблемы в творчестве Достоевского”, где Бахтин впервые представил концепт диалогизма (подробнее: https://ru.wikipedia.org/wiki/Диалогизм). Сразу после выхода книги ученый был задержан советской властью и был сослан в Соловецкий лагерь особого назначения, однако вскоре в связи с ухудшением здоровья Бахтина наказание было заменено ссылкой в Казахстан, где он провел 6 лет.

В 1937 г. Бахтин переезжает в Кимры, где пишет книгу о романах Германии 18 века, однако единственная копия была утеряна при вторжении немецких войск во время Второй мировой войны.

Переход образа в символ придает ему смысловую глубину и смысловую перспективу.

После войны Бахтин был приглашен в Саранск, где занял пост директора литературного отдела в Педагогическом институте Мордовии. В 1961 ухудшившееся здоровье вынуждает Бахтина переехать в Москву, где он жил вплоть до своей смерти в 1975 г.

Творчество М. Бахтина неожиданно продолжилось в современных постмодернистских (конструкционизм) подходах терапии — в первую очередь, нарративной (со-творчество, со-конструирование, терапевтический диалог). На его работы ссылались такие терапевты и практики как Майкл Уайт, Джон Шоттер, Стив де Шейзер и многие другие.

Быть — значит общаться диалогически… . Два голоса — минимум жизни, минимум бытия.

Такие концепции как хронотоп (единство пространства и времени события), диалогизм, смеховая культура, карнавализация, полифонизм и другие вошли в практику и теорию новых направлений психологии и помогающих практик.

На стыке: культурология, философия, психология, постмодернистские практики, нарративная терапия.

Что советую почитать: “Михаил Бахтин”. Коровашко А.В.

Оставьте комментарий