Жан-Мартен Шарко: Клинический гипноз

Цикл статей посвящен выдающимся людям, которые стояли на пересечениях подходов психотерапии, или на стыке психологии с другими дисциплинами. Среди таких людей — физиологи, актеры, психологи, антропологи, тренеры, психиатры, философы, лингвисты. Судьба и идеи каждого из них — особо значимая точка преломления линий развития науки и практики. 

На стыке Жан Мартен Шарко

Жан-Мартен Шарко (1825-1893, Франция)

Жан-Мартен родился в семье ремесленников в Париже. Основные вехи жизни: лицей Сен-Луи, Парижский университет (медицинский факультет), интернатура клиники Сальпетриер, переход от изучения внутренних болезней к изучению и работе с нервными заболеваниями.

О факторах успеха Шарко рассказывает Зигмунд Фрейд: «…живость и весёлость обычно лились через край, с губ не уставали сыпаться остроты, он выглядел серьёзным и торжественным в своей бархатной шапочке, даже постаревшим, его голос звучал для нас словно приглушённо, и мы примерно могли понять, почему недоброжелатели иностранцы упрекали всю лекцию в театральности».  

Один из основных акцентов исследований — на причинах  истерии, которые кроются не в женской физиологии, а в психике — в клинику начинают принимать и пациентов-мужчин. В 1853 становится главным врачом университетской клиники, а с 1862 — главврачом клиники Сальпетриер. Чуть ранее, в 1860 получает звание профессора неврологии.

Работы Шарко по классическому гипнозу касаются гипнабельности пациенток с истерией — Парижская школа гипноза. Идея состояла в том, что и в обычной жизни пациент может войти в гипнотическое состояние и оказаться парализованным от тех или иных стимулов, а гипноз помогает выйти обратно. Это присуще не всем людям, а истерическим больным. Гипноз имеет органическую природу. «Конкуренты», нансийская школа, утверждала обратное — гипнабельны все, в той или иной степени, и гипноз — психический процесс. Только к концу жизни Шарко принял точку зрения, что истерия — психическое заболевание.

В описанном случае, мы видим только то, что готовы видеть, и то, что нас учили видеть. Мы умаляем и игнорируем все то, что не является частью наших предрассудков.

С 1870-х годов Шарко — самый известный врач Франции, его прозвали «Наполеоном неврозов».

Создание многочисленных лабораторий, а в 1882 — специальной кафедры нервных болезней на базе Сальпетриер (клиника на то время была довольно мрачным заведением, где содержались в том числе и бездомные женщины). Разработка «душа Шарко». Активно изучаются такие болезни, как полиомиелит, инсульты, склероз, отеки мозга.

Прошу, чтобы на мой гроб не было возложено ни одного венка, и над моей могилой не было произнесено ни одной речи!

В 1882 году гипноз признается сообществом в качестве предмета научного исследования. В этом же году основывает журнал «Архивы неврологии».

Среди наиболее известных его учеников — Зигмунд Фрейд, Владимир Бехтерев, Пьер Жане, Жорж Туретт, Альфред Бине и другие. Так, в 1885 году Фрейд провел почти полгода в клинике под руководством Шарко, и оставил такой отзыв: «Ни один человек не имел на меня такого влияния. Мне случалось выходить с его лекций с таким ощущением, словно я выхожу из Нотр-Дама, полный новым представлением о совершенстве». По сути, работы и деятельность Шарко могут рассматриваться как колыбель психоанализа.

Член многочисленных обществ и академий, Шарко пару раз был и в России — русская школа считалась весьма достойной в те времена. Собирал картины и рисунки, относящиеся к психопатологии, и первым внедрил фотографию как метод описания заболеваний и преподавания. Издал 2 книги по искусству.

На стыке: Физиология, неврология, психиатрия, гипнотерапия. 

 

Что советую почитать:

«Бехтерев — страницы жизни» http://guberman.lib.ru/bsj/1.htm

Оставьте комментарий